Новости

Пять элементов транспортной логистики. Новости логистики.Логистика в Казахстане

Пять элементов транспортной логистики

Существуют различные точки зрения по поводу географического положения Казахстана. Часто утверждается, что обширная, незаселенная и преимущественно пустынно-степная территория, расположенная в центре материка и не имеющая выхода к морю – не совсем удачный актив. Другие, аппелируя к существовавшему когда-то Шелковому пути, усматривают в срединном положении страны многообещающий транзитный потенциал; часто в этом случае употребляются фразы, типа «уникальное геополитическое положение», «соединяя Европу и Азию», «на стыке цивилизаций» и т.д. 

Как бы то ни было, из любого географического расположения можно постараться извлечь пользу. Выражаясь более простым языком – каждый километр, пройденный транзитным грузом по территории страны, должен приносить доход нашему бюджету.

В этой связи на память приходит прошлогоднее заявление тогдашнего министра транспорта и коммуникаций, сделанное им на конференции «ТрансЕвразия-2011»: к 2015 году суммарный доход от транзита (всеми видами транспорта) через Казахстан должен составить около 1,5 млрд. долларов ежегодно, а объем транзита – увеличиться до 25 млн. тонн. «Таких результатов мы достигнем за счет развития инфраструктуры и создания благоприятных условий для транзита», — отметил министр. Для сравнения, в 2010 году транзит грузов по транспортным коридорам республики составил 15 млн. тонн, общий доход от транзита – порядка 900 млн. долларов США; в 2011 году объем транзита составил 16,5 млн. тонн, а доход от него – приблизительно 1 млрд. долларов США.

Насколько реалистичными представляются поставленные цели, и какие меры принимаются для «развития инфраструктуры и создания благоприятных условий для транзита»? Ведь за три года планируется повысить доходы от казахстанского транзита и объем грузоперевозок, по меньшей мере на 50%, что представляется, само по себе, достаточно амбициозными целями.

Действительно, в настоящее время можно отметить определенные подвижки в данном направлении: из последних новостей следует упомянуть Концепцию создания ТЛЦ (транспортно-логистических центров); о ее разработке сообщил 11 июля 2012 года Комитет таможенного контроля РК. Согласно этой Концепции, ТЛЦ будут оказывать услуги по терминальной обработке грузов, логистике, таможенной очистке и декларированию. Помимо МЦПС «Хоргос» («Восточные ворота»), на участке «Западная Европа – Западный Китай» планируется функционирование таких ТЛЦ как «Западные ворота» (в Актобе), морской порт «Актау» и логистических центров класса «А», которые будут построены в Алматы, Актобе и Актау. Как известно, завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай» должно, согласно плану, завершиться в 2013 году; а к 2020 году, согласно тому же плану, объемы транзитного грузопотока через Казахстан должны возрасти почти в два раза.

Среди прочих новостей отметим озвученное на прошлой неделе, а именно 12 июля, сообщение об открытии маршрута контейнерных поездов из Южной Кореи в Узбекистан: он пройдет транзитом по территории Китая и Казахстана («Алашанькоу-Достык») и организован при участии компании «Казтрансервис» и АО «НК «КТЖ». По этому маршщруту будут доставляться запчасти на завод «UzDaewoo Авто» в Андижанской области Узбекистана.

По имеющейся информации, к настоящему времени уже созданы либо запускаются и другие похожие международные железнодорожные маршруты, проходящие по территории Казахстана: поезд «Сауле» (Китай – Литва), контейнерный поезд «Чунцин – Дуйсбург» (Китай – Германия), контейнерно-трейлерный поезд «Балтика-Транзит-2» (Эстония – Казахстан – Кыргызстан) и некоторые другие.
В целом, положительные изменения в деле развития транспортного потенциала Казахстана, как в части железнодорожных перевозок, так и в части несколько уступающих им по объемам автомобильных – очевидны. Очевидны также и преимущества сухопутной транспортировки по сравнению с морскими путями: существенно сокращается время доставки из азиатской в европейскую часть Евразийского континента и обратно, снижаются затраты транспортных компаний на страхование рисков морской перевозки (вспомним неспокойные территориальные воды Африки и Ближнего Востока) и прочие. К тому же, после создания Таможенного союза на границах стран его членов устранено большое количество таможенных проволочек – что должно еще больше увеличить скорость доставки грузов до адресата.

Однако для полноценной реализации Казахстаном своего транзитного потенциала и достижения целей, поставленных в 2011 году Министерством транспорта и коммуникаций, сухопутные перевозки по Казахстану должны дополняться воздушным и там, где есть возможность – речным транспортом. Иначе говоря, перевозки должны быть мультимодальными. Осуществление международных мультимодальных перевозок (перевозок полного цикла) будет способствовать обеспечению качественного и конкурентного сервиса для груза, проходящего по территории РК; такие перевозки, однако, в Казахстане еще не развиты в полном объеме. Между тем, согласно экспертным оценкам «товарооборот между Азией и Европой вырастет к 2015 году до 1 трлн. долл. США в год», а доходы от транзита в целом составят 80 млрд. долларов США.

Стремясь максимально вовлечься в этот круговорот перевозок, памятуя о задаче «сформировать Казахстан как торговый, логистический, деловой хаб региона», да и просто обладая уже упомянутым «уникальным геополитическим положением» – профильное министерство должно озаботиться, на наш взгляд, всесторонним развитием и участием всех видов перевозок. Для этого нужно развивать мультимодальные перевозки и оптимизировать всю транспортную сеть, вне зависимости от вида транспорта – для непрерывной и бесперебойной транспортировки груза, упростить и упорядочить процессы таможенной очистки, декларирования груза, взвешивания автотранспорта и т.д. Главное – обеспечить плавно текущий процесс с отслеживанием ситуации в режиме реального времени, без ненужных процедур, простоев и уж тем более пугающих новостей о многодневных стоянках грузового железнодорожного и автотранспорта на границе по прихоти таможенных и пограничных чиновников. Словом, концепция транспортной логистики (5С) – «скорость + сервис + стоимость + сохранность + стабильность» должна, наконец, соответствовать всем заявленным в ней элементам.

Источник: курсив.кз

Отметить сайт
в социальных сетях