Блог друзей

Железнодорожные перевозки Казахстан

Открытие первой железнодорожной магистрали на территории Казахстана состоялось 25 октября 1894 г. – после завершения строительства узкоколейной линии Покровская слобода (ныне г. Энгельс Саратовской области РФ) – Уральск. 130 км этой железной дороги прошли по территории нынешнего Казахстана. Спустя 4 года вступила в строй узкоколейка Урбах–Астрахань, 77 км которой также пролегли по казахстанской степи.

Для развития Северного Казахстана большое значение имело строительство в 1891–1896 гг. Транссибирской магистрали, в частности, создание ее 190-километрового “казахстанского” участка. Эта дорога сыграла огромную роль в экономическом и культурном сближении казахского и русского народов.

В 1901–1906 гг. построена Оренбургско–Ташкентская железная дорога, соединившая Среднюю Азию с Центральной Россией и прошедшая по территории Казахстана 1660-километровым участком. В 1914–1917 гг. сооружена Семиреченская дорога Арысь–Пишпек – часть будущего Турксиба, в 1915 г. – магистраль Челябинск-Троицк–Кустанай (по Казахстану –166 км). По казахстанской земле пролегли и 122 км построенной в 1915–1917 гг. Алтайской железной дороги (Новосибирск-Семипалатинск). Кроме этого, до 1918 г. функционировала 117-километровая узкоколейка Экибастуз–Ермак. Общая протяженность стальных магистралей на территории Казахстана к 1918 году достигла почти 2,6 тысячи километров.

Первой железной дорогой советского периода стал построенный в 1920–1922 гг. участок Петропавловск–Кокчетав. В связи с необходимостью развития глубинных регионов Казахстана и вывоза зерна, он в 1926–1931 гг. продолжен через ст. Курорт–Боровое и Акмолинск до Караганды, его общая длина превысила 700 км. В 1924 г. была создана железнодорожная линия Кулунда–Павлодар. Развитию нефтепромыслов Эмбы с 1926 г. способствовала узкоколейная дорога Гурьев–Доссор.

Эпохальным событием стало продолжавшееся в 1927–1930 гг. строительство Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиба) протяженностью 1444 км. Она связала Казахстан с Сибирью и способствовала активизации экономического развития республики, освоению многих пустынных земель.

Важное значение для промышленности центральной части Казахстана имели созданные в 30-е гг. участки Акмолинск–Караганда, и Караганда–Балхаш (490 км), для юга – Чимкент–Ленгер. Решающую роль в развитии горнорудной промышленности Алтая сыграла построенная в 1930 г. линия Локоть–Защита (235 км), затем продолженная до Лениногорска и Зыряновска.

В 1936–1939 гг. проложен ключевой участок, связавший Казахстан с Центральной Россией, — Уральск–Илецк с выходом на Саратов.

В годы Великой Отечественной войны сполна доказала свою стратегическую важность и построенная в 1936–1944 гг. магистраль Гурьев (Атырау) — Кандагач–Орск, связавшая нефтепромыслы Эмбы с Уралом и улучшившая сообщение между рядом регионов России. Столь же большое значение имела созданная в 1939–1943 гг. линия Акмолинск–Карталы, обеспечившая, в частности, эффективную доставку угля Караганды на Южный Урал. В эти же годы вступили в строй участки Коксу–Текели–Талдыкорган и Атасу -Каражал. Протяженность казахстанских стальных магистралей достигла 10 тысяч км. Период Великой Отечественной войны отмечен и созданием на железных дорогах Казахстана производственной базы по ремонту подвижного состава и путевого хозяйства.

Ключевым событием послевоенных лет стала постройка к 1950 г. участка Моинты–Шу (440 км). Таким образом. Транссибирская магистраль соединилась с Туркестано-Сибирской и образовалась первая меридианная линия, прошедшая через всю территорию республики – Трансказахстанская железнодорожная магистраль Петропавловск–Кокчетав–Акмолинск–Караганда–Шу. А к 1953 г. сооружено одно из основных звеньев Южно-Сибирской магистрали – Акмолинск (Астана)–Павлодар (546 км), начало эксплуатации которой, в частности, создало условия для быстрого развития Экибастузского угольного бассейна и прилегающих регионов. (Только за 1953–1956 гг. объем перевозок в Северном Казахстане возрос в 4 раза).

В связи с освоением целинных земель в 1950-х гг. происходило интенсивное строительство железных дорог в северных и центральных регионах Казахстана. В 1955–1961 гг. создана линия Есиль–Аркалык (224 км), к 1959 г. – Кустанай-Тобол, к 1960 г. – Тобол–Джетыгара. За 1950-е годы плотность железнодорожной сети Казахстана увеличилась вдвое.

1 июля 1958 г. образована самая крупная в СССР Казахская железная дорога. Имея протяженность свыше 11 тысяч км, она состояла из 15 отделений и объединяла все широтные и меридиональные магистрали, соединяющие Казахстан с Сибирью, Уралом, Поволжьем, Кыргызстаном и Средней Азией. В 1960-х гг. проложены участки Макат–Мангышлак и Мангышлак–Узень, (общая длина почти 900 км), способствовавшие развитию пустынного края. Оживлению связей Казахстана и России в этот период способствовала интенсивная эксплуатация построенной линии Гурьев–Астрахань.

В 1964 г. – впервые в Казахстане – электрифицирован участок Целиноград (Астана)–Караганда. С этого события начинается работа по электрификации железных дорог – преимущественно в северных и центральных областях республики. В частности, в 1969–1970 гг. переведен на электрическую тягу весь участок Караганда–Магнитогорск (1180 км). С 1980-х гг. электрификация развернулась на южных магистралях: Моинты–Шу, Ченгельды–Арысь,Арысь–Тюлькубас. Общая протяженность электрифицированных линий приблизилась к 4 тысячам км.

В апреле 1977 г. на базе Казахской железной дороги были образованы три дороги:

Целинная, Алма-Атинская и Западно-Казахстанская.

Все эти годы продолжалось строительство и реконструкция десятков новых вокзалов, вводились в эксплуатацию новые типы тепловозов, электровозов, путевой техники, систем сигнализации и связи, с 1980-х гг. активно внедрялись автоматика и информационно-вычислительные системы.

Один из примечательных фактов истории железнодорожного транспорта Казахстана: 20 февраля 1986 г., впервые в мире, по Целинной железной дороге проведен состав в 440 вагонов – общим весом 43,4 тысячи тонн и длиной 6,5 км.

С середины 1950-х гг. уделялось большое внимание развитию железнодорожного сообщения с Китайской Народной Республикой. В 1959 г. построен участок Актогай–Дружба. В 1956-1960 гг. с казахстанской и китайской стороны велось строительство магистралей, призванных эффективно соединить железные дороги двух стран. Работы возобновились после достижения советско-китайских соглашений 1988 года.

Произошедшая в сентябре 1990 г. стыковка железных дорог образовала пограничный переход, соединивший казахстанскую станцию Дружба с китайской станцией Алашанькоу. Через год по нему было открыто движение грузовых составов – заработал Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали. Соответственно, началось развитие перегрузочных мощностей приграничной казахстанской станции Дружба. Дальнейшие значительные события в деятельности железных дорог республики произошли уже в период государственной независимости Казахстана – с декабря 1991 г.

Путь, пройденный железнодорожным транспортом Казахстана за десятилетний период государственной независимости республики и время существования Совета по железнодорожному транспорту, можно условно разделить на три этапа.

Первый период (1992–1996 гг.) – адаптация отрасли к последствиям распада СССР и принципиально новым экономическим условиям.

Сутью второго этапа (1997–2001 гг.) стало становление и развитие первого казахстанского железнодорожного предприятия РГП “Ќазаќстан темір жолы”, объединившего в себе три казахстанские магистрали, сумевшего преодолеть кризисные явления и заложить основу для дальнейшего реформирования отрасли.

Третий период (с 2001 года по настоящий момент) – знаменует начало реформирования отрасли. По сути, создание ЗАО “Национальная компания “Ќазаќстан темір жолы” явилось началом осуществления новых реформ в отросли. Они, главным образом, направлены на превращение железнодорожного транспорта страны в современный, высокоэффективный организм, органично интегрированный в континентальную систему перевозок и способный максимально соответствовать требованиям клиентов в условиях развитой рыночной конкуренции.

Весь год прошел под эгидой столетия железной дороги. В память о великом историческом прошлом стальной магистрали и в подтверждение ее непреходящей значимости для Казахстана, в этом году были завершены крупнейшие проекты по строительству и модернизации железных дорог, развитию социальной сферы, условий труда и быта железнодорожников.

Начало событиям юбилейного года было положено в феврале 2004 года, когда состоялась встреча группы ветеранов железнодорожного транспорта с Премьер-министром страны Даниалом Ахметовым. В ходе встречи глава Правительства был проинформирован о решении Консультативного Совета АО «НК «КТЖ» в составе руководителей и заслуженных работников железной дороги, считать 2004 год годом столетия железной дороги Казахстана. За точку отсчета истории железной дороги было принято завершение строительства магистрали Оренбург-Ташкент протяженностью 1668 км. С этого времени железнодорожная отрасль стала играть заметную роль в экономическом и социальном развитии Казахстана, превратилась в один из факторов стабильности и безопасности.

Премьер-министр одобрил проведение праздничных мероприятий по случаю 100-летия железнодорожного транспорта и 12 марта 2004 года подписал соответствующее Распоряжение. Идея празднования 100-летия железной дороги встретила поддержку и со стороны Президента Казахстана. 30 апреля Нурсултан Назарбаев подписал Указ об учреждении юбилейной медали в ознаменование праздничной даты. В течение юбилейного года к медали были представлены свыше 4 тысяч работников железнодорожного транспорта.

Год столетия железной дороги совпал с проведением в нашей стране 19-го заседания Конференции Генеральных директоров Организации сотрудничества железных дорог с участием руководителей железнодорожных администраций 25 государств Европы и Азии.

В присутствии высоких гостей состоялось торжественное гашение юбилейной почтовой марки «100-летие железной дороги Казахстана», положившее начало масштабным мероприятиям по празднованию юбилея стальной магистрали в Казахстане.

Год столетия железной дороги был отмечен выдающимися достижениями в финансовой деятельности. Подтверждением тому стало повышение долгосрочного кредитного рейтинга компании «»?аза?стан темір жолы” Международным рейтинговым агентством “Мудис инвесторс сервис” с Би а один до Би аа три с позитивным прогнозом. На решение экспертов повлияли успехи в облатси реформирования железнодорожного транспорта и постоянное улучшение производственных и коммерческих показателей деятельности железнодорожного транспорта.

1 июля 2004 года из Астаны в путешествие по стране отправился юбилейный поезд «Отан». Около двух с половиной месяцев поезд совершал остановки на железнодорожных станциях и разъездах всех регионов нашей необъятной страны, в ходе которых проходили торжества по случаю 100-летия железной дороги. Особое внимание коллектив поезда уделил ветеранам и лучшим работникам магистрали, которые в торжественной обстановке получали юбилейные медали и памятные подарки от национальной компании «Казакстан темір жолы».

За время поездки была реализована обширная программа социальной помощи железнодорожникам и членам их семей: все желающие прошли медицинский осмотр в специально оборудованных вагонах, тысячи первоклассников получили школьные ранцы с полным набором учебных принадлежностей; а семьям с маленькими детьми были вручены наборы детского питания. Повсеместно прошли массовые спортивные и культурно-развлектельные мероприятия.

Поездка юбилейного поезда получила самые восторженные отклики со стороны тружеников железной дороги, и отныне аналогичные маршруты будут организовываться ежегодно.

Кульминацией празднования векового юбилея железной дороги стало торжественое собрание с участием Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, которое прошло в столице республики 6 августа 2004 года.

В своем выступлении Глава государства высоко оценил роль железной дороги в становлении экономики Казахстана, укреплении государственной независимости, территориальной целостности и социальной стабильности в стране. В свою очередь, железнодорожники обещали Президенту реализовать в ближайшие годы ряд крупных проектов в области строительства и модернизации железных дорог, выпуска конкурентоспособной продукции для железнодорожного транспорта. 9 ноября казахстанские железнодорожники побили мировой рекорд по перевозке сверхнегабаритных грузов. Из порта Актау на станцию Кульсары был успешно транспортирован груз, размеры которого сопоставимы с величиной четырехэтажного дома.

Это перевозка потребовала высокого профессионализма работников всех подразделений железной дороги. И сложный экзамен был успешно выдержан! Станция Арка. 30 ноября к этому небольшому объекту железной дороги было приковано внимание всех средств массовой информации республики. С участием первых лиц государства здесь было открыто регулярное движение по новой железной дороге Алтынсарин-Хромтау. Новая линия стала самым крупным проектом в области строительства железных дорог, реализованным за годы государственной независимости Казахстана.

Эта дорога открыла путь поездам в западный регион республики минуя транзит по участкам железных дорог других государств. Ежегодная экономия денежных средств за счет эксплуатации линии Алтынсарин-Хромтау составит порядка 160 – ти млн. долларов, а уменьшение дальности транспортировки из различных регионов Казахстана достигнет от 500 до 2 тысяч километров.

В канун празднования Дня Независимости Казахстана на привокзальной площади столицы был установлен исторический экспонат — паровоз серии Эш-4161. Воплощенный в металле “герой” первых пятилеток, Великой Отечественной войны, послевоенного строительства занял свое почетное место среди других достопримечательностей столицы Казахстана, увековечив героическое прошлое стальных магистралей Казахстана.

Пассажирское движение по железной дороге Алтынсарин-Хромтау открыл скорый поезд Астана-Актобе. 10 декабря он отправился в свой первый рейс по укороченному маршруту. Пассажиров поезда приятно удивило не только сокращение времени в пути на 15 часов, но и снизившаяся в два раза стоимость билетов. Участок железной дороги Павлодар-Екибастуз протяженностью 132 километра стал крупнейшим проектом сфере электрификации железных дорог. Электрификация участка Павлодар-Екибастуз позволила использовать для перевозок более экономичные и экологически чистые электровозы, что сулит ежегодную экономию средств в сумее более полутора миллиардов тенге и значительное снижение нагрузки на окружающую среду.

Станция Достык на стыке государственных границ Казахстана и Китая – предмет особого внимания железнодорожников. В 2004 году был достигнут очередной рекорд перевозки грузов через станцию в количестве 9,5 млн. тонн. На модернизацию производственных мощностей и инфраструктуры странции в этом году было затрачено более 3,5 миллиардов тенге. За счет этих средств было уложено свыше 300 метров пути, установлено 64 домкрата, усилен действующий пункт перестановки вагонов. На участке Достык-Актогай было усилено 102 км верхнего строения пути, благодаря чему стало возможным повисить скорость поездов на линии до 80 км/час. Для железнодорожников и членов их семей на станции Достык в этом году было сдано около 11 тысяч квадратных метров жилья.

Источник:http://www.railways.kz

Блог друзей

Watch Movie Resident Evil: Vendetta (2017) Online

Resident Evil: Vendetta (2017) HD Director : Takanori Tsujimoto. Producer

Подробнее

 


Новости

Watch Full Movie Despicable Me 3 (2017)

Despicable Me 3 (2017) HD Director : Kyle Balda, Pierre

Подробно

 


Отметить сайт
в социальных сетях